Информация для родителей

Кабинет здорового ребёнка

Профилактический медицинский осмотр ребенка: что важно знать родителям

Во время активного роста ребенка и интенсивных нагрузок в школьном возрасте, особенно важно следить за его здоровьем. Для каждого возраста определен свой комплекс исследований и осмотров специалистами в соответствии Перечнем исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. №514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (с дополнениями).

Профилактический медицинский осмотр несовершеннолетнего – это комплекс мероприятий, направленных на раннее выявление факторов риска и профилактику хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков. Это прекрасная возможность получить дополнительную информацию о здоровье ребенка и вовремя предотвратить возможное развитие заболеваний. Впервые ребенок попадает на врачебный осмотр еще будучи новорожденным, далее – каждый месяц до года. Затем профилактические осмотры проводятся ежегодно до достижения им совершеннолетия.

В 1 год, 3 года, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет проводятся углубленные осмотры с расширением списка специалистов и дополнительных методов исследования (ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, почек, электрокардиография, общий анализ крови и мочи).

Важно уделить повышенное внимание к детскому здоровью в школьные годы. Именно в этот период дети интенсивно растут, меняется их организм. И своевременное выявление отклонений позволит избежать серьезных проблем в состоянии здоровья в дальнейшем.

Очень важно пройти профилактические мероприятия своевременно. Переход из дошкольного в школьное звено важный этап в жизни каждого ребенка,  кардинально меняется режим, и не стоит  воспринимать профилактический осмотр как формальность. Профилактические мероприятия дают сведения о состоянии ребенка не только врачам, но и родителям, которые будут своевременно проинформированы о проблемах со здоровьем.

Прохождение профилактического осмотра перед поступлением в школу и в период обучения важен, чтобы определить какой группе здоровья и физкультурной группе относится ребенок. 

Всего выделяют 5 групп здоровья и 4 физкультурные группы. Группы были разработаны, чтобы своевременно оказать несовершеннолетнему необходимую медицинскую помощь, а также определить допустимый уровень умственной и физической нагрузки. 

I группа здоровья - здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;

II группа здоровья – несовершеннолетние:

у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;

с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

III группа здоровья – несовершеннолетние:

страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);

с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

IV группа здоровья - несовершеннолетние:

страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

V группа здоровья - несовершеннолетние:

страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений, требующими назначения постоянного лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой

Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.

К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:

без нарушений состояния здоровья и физического развития;

с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:

имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;

входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.

Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную "А" и специальную "Б".

К специальной подгруппе "А" (III группа) относятся несовершеннолетние:

с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

К специальной подгруппе "Б" (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Профилактические медицинские осмотры детей раннего возраста проводятся в поликлинике по месту жительства.

Обучения и консультации

«Профилактика простудных заболеваний»

     Уважаемые родители, помните, что здоровье ваших детей находится в ваших руках! Чтобы избежать гриппа и связанных с ним осложнений, необходимо задолго до начала эпидемии задуматься о профилактических мерах. Лечения простуды и гриппа не существует, вернее, лечим мы симптомы. Все дети, а особенно дети младшего дошкольного возраста, подвержены большому числу простудных заболеваний. Любая болезнь лишает ребенка всех радостей жизни – он не гуляет, не играет, у него портиться настроение

    Поэтому основной задачей каждого родителя должна стать профилактика заболевания. Мы хотим посоветовать вам несколько способов, которые помогут вам и вашим детям укрепить организм в целом и сделать его менее подверженным риску инфекционных заболеваний. Уменьшить число простудных заболеваний или их продолжительность вполне реально.

- Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;

- Мойте руки с мылом;

- Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;

- Ежедневно проводите влажную уборку;

- ночной и дневной сон по возрасту,

- не переутомляйте вашего малыша,

Соблюдайте режим дня:

- ежедневные прогулки,

- сон на свежем воздухе

- много поить теплым питьем

- полоскание горла

- постарайтесь не перегревать малыша,

- одежда должна быть по погоде.

При простуде в народной медицине применяются следующие средства:

Кусочки ваты, смоченные соком репчатого лука, закладываются в нос 3-4 раза в день на 10-15 минут;  30% раствор меда в соке сырой красной свеклы закапывать по 5-6 капель в каждую ноздрю 4-5 раз в день.

    Укреплению  иммунитета способствуют  чаи из трав:   душицы, иван-чай, мяты, листьев малины, календулы, ромашки, смородины, липового цвета. Такой чай можно заварить как смеси, так по отдельности. Для лучшего результата пить такой чай нужно по 2-3 стакана в день на протяжение месяца. Если профилактика не помогла, и ваш ребенок все же заболел, не откладывайте ни в коем случае визит к врачу.

 «Насморк как симптом детских инфекционных   заболеваний»

Насморк как симптом кори

Этиология. Возбудитель кори относится к группе макровирусов, передаётся воздушно-капельным путём. Восприимчивость организма к вирусам кори очень высокая.

Клиническая картина. Насморк при кори отличается обильными слизистыми выделениями на фоне высокой температуры тела.

Насморк как симптом краснухи

Этиология. Возбудитель краснухи относиться к макровирусам. Основной путь передачи инфекции – воздушно- капельный.

Клиническая картина. Насморк при краснухе незначительный и не является ведущим симптомом заболевания.

Насморк как симптом ОРВИ

Этиология. Возбудители ОРВИ- разнородная группа вирусов, которые отличаются малой стойкостью во внешней среде, широкой распространенностью и высокой восприимчивостью организма. Путь передачи инфекции – воздушно – капельный.

Клиническая картинка. Различна и зависит от вида возбудителя и тяжести заболевания.

Насморк как симптом риновирусной инфекции

Этология. Возбудителем заболевания являются риновирусы.

Клиническая картина. Насморк при этой инфекции характеризуется обильными выделениями из носа, сопровождается чиханием. При осмотре полости носа отмечается выраженный отёк слизистой оболочки.

Лечение насморка зависит от его этиологии и включает в себя:

-Общеукрепляющие средства

-Сосудосуживающие средства.

-Противоотечную терапию.

-Антибактериальные препараты

"Закаливание"

   То, что закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний веем, известно.

  Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым явлениям температуры воздуха, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при' этом бодрость и высокую работоспособность.

  Закаливание положительно влияет на психоэмоциональную сферу, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремленности, последовательности, воли, улучшении настроения, уравновешенности и выдержки.

  Закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка, представлять собой комплексную систему воспитательно - гигиенических воздействий направленных на  достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим, факторам.

   О физиологической основе закаливания и о том, как эффективно можно закалить ребенка - дошкольника, и пойдет речь.

  Закаливание следует начинать, прежде всего, с устранения имеющегося перегревания. В помещении, где находится ребенок температура воздуха не должна превышать 20 градусов, а вода для умывания - 37 градусов.

Итак, первое условие эффективного закаливания ребенка - использование не перегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.

Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи.

Большинство малышей любят ходить босиком. Препятствовать им в этом не следует. Однако начинать следует лучше с малых непродолжительных воздействий. Например:  приучать ребенка находиться некоторое время (до 3-5 минут" босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать босиком по траве или песку. Затем можно разрешать бегать по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома можно увеличить до 15-20 минут. Ходить же босиком во дворе опасно из-за возможности передозировки воздействия, а также травм о битое стекло, гвозди идр.

Говоря о принципах закаливания детей, нельзя забывать о том, что любые закаливающие процедуры должны вызвать положительные эмоции у ребенка. Плач и беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.

К принципам закаливания можно отнести и комплексное использование природных факторов (воздух, вода и солнце, обязательность подвергать охлаждению закрытые одеждой участки кожи).

   Существующие методы закаливания можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. К первым наиболее удобным для детей любого возраста, физиологически обоснованным и уже дано доказавшим свою действительность относятся методы закаливания воздухом. Пребывания ребенка на свежем воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшает деятельность эндокринных желез, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Именно поэтому так благотворно действуют прогулки на свежем воздухе.

   Прогулки детей данного возраста должны занимать ежедневно не менее четырех часов. Дневной сон на свежем воздухе при температуре не ниже 10 градусов может быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье.

Традиционный метод воздушных ванн для закаливания детей заключается в постепенном снижении температуры воздуха от 22 до 10 градусов с разной длительностью пребывания детей в облегченной одежде. Солнечные ванны представляют собой также хорошее акаливающее и общеукрепляющее средство. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи обладают слабым тепловым и выраженным химическим и биологическим эффектом, способствуя образованию в организме витамина Д с его антирахитическим действием и повышая обменные процессы.

Пожалуй , самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожении многих бактерий и вирусов, повышении сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Загар, образующийся в результате накопления в коже пигментамеланина, предохраняет от избытка радиации и от ожогов.

   Надо заметить, что для солнечных ванн нет абсолютных противопоказаний, однако оздоровительное действие солнечной радиации имеет место только при умеренных её дозах.

Детям лучше принимать солнечные ванны в движениях, занимаясь например, подвижными играми, и обязательно при надетом легком головном уборе с козырьком. При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, повышенная потливость) ребенка надо увести в тень и умыть лицо прохладной водой, дать выпить немного (не холодной)воды и поиграть в спокойную игру. Через несколько дней можно чередовать пребывание ребенка на солнце и в тени интервалом вначале в 5-10 минут, затем 15-20 минут.

После приема солнечных ванн ребенка стоит искупать, предварительно побыв некоторое время в тени. С древних времен для закаливания использовали воду, она оказывает более сильное оздоровительное действие, чем воздух, благодаря очень высокой (по сравнению с воздухом в 28 раз)теплопроводности. Наверное нет здорового ребенка, которому водные процедуры не доставляли бы радости. Традиционные методы закаливания водой делятся на местные и общие.

    К первым относятся: умывания после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой.

    Ко вторым – обтирания, обливания, душ, купание. Доказана эффективность, в частности обмывания стоп водой с постепенно понижающей температурой начиная с 28-27 градусов. Через 1-2 дня температуру воды надо немного снизить. В первые дни температуру воды можно измерить с помощью водного термометра, потом – «на глазок». Длительность обливания пол минуты. Конечная температура 15 градусов. После обливания ноги стоит тщательно вытереть.

    Наиболее эффективным нетрадиционным методом закаливания является контрастный душ, когда потоки теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной воды. Он не требует больших затрат времени, физиологически обоснован и общедоступен. При этом обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки.

   Итак, если родители хотят видеть своего ребенка здоровым они должны его закаливать с раннего возраста. В «минимум» закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, пребывание ребенка в помещениях при температуре воздуха не более 18 градусов, ежедневное применение контрастных воздушных и водных ванн. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей в содружестве с медиками и педагогами дошкольных учреждений – сделать все возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов в жизнь каждого ребенка.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике